Полезное

Досудебное взыскание долга. Претензионный порядок урегулирования спора

Досудебное взыскание долга. Претензионный порядок урегулирования спора

Когда претензионный порядок соблюдать обязательно

— по спорам между юридическими лицами и (или) физическими лицами, осуществляющими индивидуальную предпринимательскую деятельность (ч. 2 п. 2 ст. 10 ГК);
— если предъявление претензии прямо предусмотрено договором;
— по требованиям об изменении или расторжении договора (ч. 2 ст. 422 ГК);
— по спорам, возникающим о досрочном расторжении договора аренды по требованию арендодателя (ч. 3 ст. 590 ГК);
— требования, вытекающие из поставки товара ненадлежащего качества (ст.445 ГК);
— по требованиям, вытекающим по договорам перевозки груза (ст.751 ГК).

Соблюдение претензионного порядка не требуется

— в случае обращения с иском прокурора, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов в целях защиты государственных и общественных интересов, а также интересов лиц, указанных в части первой статьи 6 ХПК (часть четвертая статьи 6 ХПК);
— при обращении в хозяйственный суд в порядке приказного производства (статья 220 ХПК);
— при переходе из приказного производства в исковое производство (часть четвертая статьи 224 ХПК);
— при предъявлении встречного иска (части первая, вторая статьи 167 ХПК);
— по спорам, где одной из сторон является гражданин или организация, не являющаяся юридическим лицом (статья 10 ГК);
— если это предусмотрено договором (статья 10 ГК, пункт 1 приложения к ХПК);
— в случае, когда в силу требований законодательных актов стороны не вправе в досудебном порядке урегулировать спор.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, хозяйственный суд в каждом конкретном случае с учетом требований законодательных актов и сущности спора должен решать вопрос о необходимости соблюдения сторонами претензионного порядка (п.11 Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 N 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции»).

Кроме того, направление претензии необходимо для выбора вида судопроизводства (исковое или приказное), а также может послужить документом, подтверждающим бесспорность или признание (неоспаривание) долга должником.

Надлежащим извещением должника признается:

1. Претензия должником получена, но оставлена без ответа.
2. Претензия направлена по юридическому адресу должника, но письмо вернулось за не востребованием.

Кроме того, следует иметь ввиду, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми законодательство или сделка связывают гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю при условии, что такое юридически значимое сообщение было создано и направлено (передано) уполномоченным лицом.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно направлено лицу (адресату) в виде почтового отправления или передано с помощью программных и технических средств, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было им получено или лицо (адресат) не ознакомилось с ним ( ч.1. ст.166-1 ГК).

Почему стоит обратиться к нам?

• Проводим бесплатный анализ платежеспособности должника и перспектив взыскания.
• Возьмем на себя весь процесс взыскания долга. Используем все предусмотренные законом возможности.
• Оплата по факту взыскания или оказания услуг.